Когда собственник должен предоставить доступ в квартиру
Согласно пп. «е» п. 34 Правилами предоставления коммунальных услуг (утв. ПП РФ от 06.05.2011 N 354), собственник квартиры должен впустить представителей исполнителя услуг в помещение, но на определенных условиях:-
Если исполнителю нужно осмотреть техническое и санитарное состояние оборудования внутри квартиры, он должен заранее согласовать время визита с собственником. При этом такие проверки не могут проходить чаще одного раза в 3 месяца.
Чтобы устранить недостатки предоставления коммунальных услуг и провести ремонтные работы, исполнитель может требовать доступ в квартиру по мере необходимости. Например, если нужно заменить общедомовой стояк, который проходит через квартиру.
Для устранения аварии исполнитель вправе запросить доступ в помещение в любое время. Например, если стояк течет и заливает квартиры соседей.
Можно ли вскрыть квартиру, если собственник не выходит на связь
Неприкосновенность жилища собственника охраняется ст. 25 Конституции РФ. Это значит, что никто не может попасть в квартиру без согласия владельца. Но есть два исключения, когда разрешение собственника не нужно.Есть судебное решение. На его основании исполнитель услуг может попасть в квартиру без согласия собственника, чтобы устранить аварию. Но даже в таком случае обеспечить доступ может только судебный пристав и полиция.
Наступил случай, который установлен федеральным законом. Такие основания перечислены в ст. 3 Жилищного кодекса РФ. В частности, попасть в квартиру без согласия владельца можно, если нужно:
-
Спасти жизни граждан или их имущество;
Обеспечить личную или общественную безопасность, когда возникли обстоятельства чрезвычайного характера. Например, авария в системе отопления, из-за которой началось залитие квартир;
Задержать лиц, которых подозревают в преступлениях;
Предотвратить совершение преступления;
Установить обстоятельства преступления или несчастного случая, которые уже произошли.
Как действовать в случае аварии, если в квартире нет собственника
Стандартный алгоритм для получения допуска в квартиру выглядит следующим образом.Шаг 1: зафиксировать заявку об аварии. Если потребители сообщили об аварии в МКД, исполнитель должен внести эти сведения в журнал АДС.
Шаг 2: ограничить или приостановить подачу коммунального ресурса. Исполнителю не нужно предварительно уведомлять потребителя о своих действия, если произошла авария или есть угроза ее возникновения. Такая возможность предусмотрена пп. «а» п. 115 Правил № 354.
Исполнитель должен уведомить потребителей, почему и насколько он ограничил или приостановил подачу ресурсов. Это нужно сделать в течение суток со дня, когда были введены необходимые мероприятия.
Шаг 3: найти и уведомить собственника помещения. В сообщении следует запросить доступ к месту аварии, указать причину и согласовать дату и время визита. Уведомление можно направить по любому каналу связи. Главное, чтобы была возможность подтвердить факт отправки.
Шаг 4: составить акт о недопуске, если собственник не впустил сотрудников исполнителя квартиру или его нет дома. Один экземпляр нужно передать владельцу помещения или отправить его по почте с уведомлением.
Шаг 5: подать иск в суд. Если исполнитель услуг не смог попасть в квартиру в досудебном порядке и составил акт о недопуске, он может обратиться в суд, чтобы тот обязал владельца предоставить доступ.
Если суд вынесет решение, исполнитель услуг сможет направить исполнительный лист в службу судебных приставов. Обеспечить доступ в квартиру станет их задачей.
Основные итоги
Таким образом, исполнитель услуг не может вскрыть квартиру без согласия собственника. Это можно сделать только на основании решения суда. Законом предусмотрен ряд случаев, когда разрешение владельца помещения не требуется, но такие действия несут большой риск для организации.Исполнителю услуг важно письменно фиксировать каждый шаг: зарегистрировать заявку об аварии в журнале учета, уведомить собственника квартиры, составить акт о недопуске. В таком случае он сможет доказать в суде, что сделал все возможное, чтобы устранить аварию.
Источник: https://mkdexpert.com/publikatsii/chto-delat-esli-v-mkd-proizoshla-avariya-a-sobstvennika-kvartiry-net-doma/